История района

Локня — поселок городского типа, административный центр муниципального образования «Локнянский район» Псковской области. Является железнодорожной станцией Октябрьской железной дороги, связывающей поселок с Великими Луками, Псковом, Санкт-Петербургом, крупными городами Белоруссии и Украины, расположен в семидесяти пяти километрах от г.Великие Луки и в двухстах пяти километрах юго-восточнее г.Псков на стыке двух шоссейных магистралей, идущих от городов Псков и Новгород к г.Великие Луки.

Протяженность района с севера на юг — 40 км, с запада на восток — около 100км. Площадь района — 2,4 тыс.кв.км. В 276 населенных пунктах проживает 9 354 чел., в том числе в п.г.т. Локня — 3 837 чел.

На протяжении многих веков дороги эти имели важное торговое значение, служили путями сообщения между Великими Луками, с одной стороны, Псковом и Новгородом, с другой: по ним в былые времена передвигались псковские и новгородские дружины для защиты своих западных рубежей от ливонских рыцарей и литовских феодалов.

На перекрестках этих дорог с незапамятных времен находился Холмский погост Влицы ( упоминается в летописи 1488 года ), под стенами которого проживало несколько семей хлебопашцев. Заезжий двор да питейный дом были притягательными точками этого поселения. По праздничным дням жители округи спешили во Влицы, чтобы посетить молитвенный дом или побывать на традиционном рынке, иногда собиравшем значительную часть населения округи. Здесь же производился сбор ратников для смотра и службы, а во время вторжения иноземцев — для отражения неприятеля. Через Влицы с великокняжескими поручениями проезжали московские чиновники, направлявшиеся в г.Псков или г.Новгород. Так, с присоединением г.Новгород к Великому Московскому княжеству , во Влицах неоднократно пребывал наместник Великого Московского князя И.В.Оболенский-Лыко со своей свитой тиунов и подъячих, задачей которого было произвести присоединение Великих Лук, Ржевы Пустой и их владений к Великому Московскому княжеству.

Еще большее значение приобрели Влицы с построением в них в 15 веке деревянной церкви. Церковь привлекала народ своим убранством, проведением религиозных праздников и житейских обрядов. Служители церкви сообщали прихожанам государственные новости, проповедовали правила поведения, выработанные церковью, учили жить и работать в своем хозяйстве и на барской земле. Здесь же заключались торговые сделки и деловые договоры, разрешались различные житейские вопросы.

В конце 18 века во Влицах на месте снесенной из-за ветхости деревянной была построена Спасо-Преображенская каменная церковь. Здание церкви сохранилось до наших дней. Сейчас Влицы стали частью разросшегося поселка Локня, вошли в ее состав.

С восточной стороны к поселку близко примыкет железнодорожная магистраль Дно-Новосокольники, построенная и пущенная в эксплуатацию в 1901 году. Этой дороге поселок Локня обязан своим рождением. Здесь в 1900 году у железнодорожного полотна были построены вокзал, пакгауз, водокачка и два домика для семей железнодорожников. Железнодорожная станция была названа Локней по реке Локня, протекающей по соседству. Слово «Локня», по предположению писателя Льва Успенского, означает в переводе с финского «сырое место», «болотистое место». Так река Локня, протекавшая поблизости, дала имя поселку и району.

Перед первой мировой войной Локня была не только станцией железной дороги, но и торговым местечком, в котором размещались частные торговые заведения, призванные обслуживать население большой округи. С перенесением волостного правления из погоста Локня, который находился южнее деревни Юхово (в 18 км от современной Локни ), на станцию железной дороги, поселок Локня стал расти еще быстрее.Осенью 1917 года в Локне был создан волостной Совет, в его состав выбрали крепких мужиков, торговцев, ремесленников.

После гражданской войны быстро восстанавливалось народное хозяйство: в п.Локня в 1920 г. было создано кредитное товарищество по снабжению крестьян сельскохозяйственными машинами и орудиями, минеральными удобрениями; в 1923 г. начали работать лесопильный завод, леспромхоз, товарищество «Деревообделочник»; успешно работало Локнянское потребительское общество, добиваясь бесперебойного снабжения населения товарами; в 1924 г. были открыты поселковая чайная, школа политграмоты; при волкоме РКП(б) была организована школа политического просвещения; работал народный дом(клуб).

Локнянский район образован в составе Великолукского округа Ленинградской области постановлением Президиума ВЦИК от 1 августа 1927 года. Территория района 2,4 тыс.кв.км. В 1976 году население района составляло 15,5 тыс. человек.

В 1929 в районе организованы первые колхозы, сплошная коллективизация была закончена в 1936 году.

В 30-40-е годы успешно развивались все отрасли сельскохозяйственного производства, в 1932- 1933 г. г. были построены 3 льнозавода (в д.Бородино, д.Прискухе и с.Подберезье), в 1932 г. были организованы Локнянская и Троицкая машинно-тракторные станции, в 1935 г. — Каськовская МТС; заметен был рост производства продукции на предприятиях местной промышленности: Локнянском лесозаводе,Бородинском льнозаводе, райпищекомбинате, райпромкомбинате; успешно работали райпотребсоюз, Локнянский и Подберезинский леспромхозы.

С 1941 по 1944 годы Локнянский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, за время оккупации гитлеровцы уничтожили в районе 335 населенных пунктов, а в них 7 тысяч крестьянских домов с надворными постройками, 1800 общественных строений колхозов и совхоза, все промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школы, библиотеки, больницу, роддом,фельдшерско-акушерские пункты. Были уничтожены все населенные пункты в Брутовском, Гоголевском, Лебедевском, Немчиновском и Горицком сельсоветах.

В годы Великой Отечественной от рук оккупантов погибло 4142 жителя района, в том числе, пропало без вести 2556 человек. Во время оккупации сожжено 275 деревень (многие из них не восстановлены), зверски замучены и уничтожены 1200 мирных жителей, угнано в Германию 16000 человек, из них вернулось −15000. На территории района находится 18 братских захоронений, где покоится прах более 3000 воинов.

Сразу после изгнания врага с территории района жители дружно взялись за вос становление разрушенного войной хозяйства: были заново отстроены столовая, хлебопекарня, медицинская амбулатория, баня. Уже в 1945 году значительное строительство развернулось в самом райцентре: были построены кинотеатр, детский сад, 100 жилых домов. В стадии строительства находились здания райкома партии, исполкома райсовета, бани, электростанции, паровой мельницы, завода. В составе районного промкомбината были созданы несколько цехов. При комбинате работали кирпич ный завод, лесопилка, шерсточесалка. В это же время в районе начал вещать радиоузел.

В послевоенные годы (1945-1955) локнянские колхозы и совхозы в хозяйственной деятельности добились значительных результатов: повысилась урожайность колхозных полей, дальнейшее развитие получило общественное животноводство. Наивысшего развития сельское хозяйство достигло в 60 −70 годы, когда произошло укрупнение колхозов ( с 191 в 1944 году до 44 в 1960 году). Славу району принесли простые, скромные люди, мастера своего дела: Герои Советского Союза льновод А.Н. Блюм и мастер машинного доения А.В.Маркобрунова, председатель колхоза «Рабочий путь» И.В.Федченков, награжденный орденами и медалями, в том числе, Орденом Ленина, и многие другие труженики полей и ферм.

Современная Локня — один из красивейших малых городов Псковщины с современными многоэтажными зданиями, уютными скверами, утопающими в зелени деревьев улицами. В поселке есть средняя школа, Дом культуры, 2 библиотеки, школа искусств, больница, профессионально-техническое училище. На селе работают 5 общеобразовательных школ, 2 детских дошкольных учреждений, 10 домов культуры, 3 сельских клуба, 11 библиотек.